Нарушения интеллекта


Нарушения интеллекта
   — Понятие умственная отсталость в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретённого).
   Понятие "умственная отсталость" включает в себя такие формы нарушений, как олигофрения и деменция. Умственная отсталость, в зависимости от выраженности нарушений, традиционно подразделяется на степени дебильности, имбецильности, идиотии.
   По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: лёгкую (IQ в пределах 40- 69), умеренную (IQ в пределах 35-39), тяжелую (IQ в пределах 20-34), глубокую (IQ ниже 20).
   Умственную отсталость следует отличать от задержки психического развития, при которой отставание в умственном развитии имеет иную природу. Выделяются три диагностических критерия умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга), психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость).
   Дети с Н.и. называются умственно отсталыми. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей разрабатывает олигофренопедагогика.
   Помощь умственно отсталым детям в Рос. Федерации осуществляется учреждениями Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития, а также общественными и благотворительными организациями.
   Учреждения Министерства здравоохранения РФ. Центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей с органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС) от 2 до 4 лет. Специализированные психоневрологические санатории для детей с органическими поражениями ЦНС от 4 до 8 лет. В эти санатории принимаются дети с диагнозом "олигофрения в степени дебильности осложнённой формы" (умственно отсталые дети с эписиндромом, шизофреноподобным синдромом, нарушениями поведения и другими осложнениями). Помощь таким детям оказывают также детские психоневрологические больницы регионального, областного, городского уровня.
   Учреждения Министерства труда и социального развития РФ. Дети от 4 до 18 лет с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, воспитывающиеся вне семьи, находятся в специальных интернатах для инвалидов детства, реабилитационных центрах. В этих учреждениях детям прививаются элементарные навыки самообслуживания, трудовой и учебной деятельности, адекватного общественного поведения.
   К учреждениям Министерства образования РФ относятся специальные (коррекционные) образовательные учреждения для умственно отсталых детей, которые оказывают систематическую психолого-медико-педагогическую помощь детям с Н.и., консультативно-методическую поддержку их родителям.
   Дети дошкольного возраста с Н.и. посещают дошкольные учреждения компенсирующего вида, дошкольные группы в составе детского сада комбинированного типа; группы кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях компенсирующего вида; детские сады (группы) общеразвивающего вида; дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов образовательных (коррекционных) VIII вида.
   Для детей дошкольного и младшего школьного возраста открыты комплексы детский сад - начальная школа компенсирующего вида (VIII).
   Дети, нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, могут посещать разновозрастные воспитательные группы для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и консультирования, психолого- медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.; образовательные учреждения дополнительного образования; пребывать в оздоровительных образовательных учреждениях са- наторного типа.
   Выпускники специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для умственно отсталых детей могут получить начальное профессиональное образование в специальных (коррекционных) группах при профессионально-технических училищах.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 160-161)
   Ч435

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Нарушения интеллекта" в других словарях:

  • Нарушения двигательные — (нарушения функций опорно двигательного аппарата)     отклонения, проявляющиеся в ограничении объёма и силы движений, нарушении их темпа, координации, наличии непроизвольных движений (см. Движения произвольные). Встречаются у 5 7% детей. Причины… …   Педагогический терминологический словарь

  • Нарушения в психофизическом развитии у детей —     общее наименование разнообразных нарушений в психофизическом развитии у детей любого возраста, которое вытеснило употреблявшийся ранее термин аномалии развития у детей . В качестве синонима используется термин отклонения в психофизическом… …   Педагогический терминологический словарь

  • Нарушения сложные —     сочетание двух или более выраженных психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребёнка. Например, могут сочетаться глухота и слабовидение, умственная отсталость (см. Нарушения интеллекта) и слепота,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Нарушения умственного развития — Умственная отсталость МКБ 10 F70. F79. МКБ 9 317 …   Википедия

  • Нарушения социального интеллекта — одна из форм патологии социального познания. В самом общем виде социальный интеллект (С. и.) можно определить как специальную когнитивную способность отражать и регулировать социальные связи и объекты в целях и задачах деятельности О. и… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии —     В Рос. Федерации создаются с целью организации педагогического процесса, позволяющего предупредить дезадаптацию детей с нарушениями в психофизическом развитии в условиях образовательного учреждения, обеспечить коррекцию нарушений здоровья и… …   Педагогический терминологический словарь

  • Когнитивные нарушения — нарушения познавательной деятельности, в первую очередь расстройства мышления и интеллекта …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Дети с нарушениями интеллекта. Умственно отсталые дети — Термином «умственная отсталость» в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе орга нич. поражения ЦНС, к рое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления. Проблемы… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Когнитивные нарушения — это снижение памяти, умственной работоспособности и других когнитивных функций[1] по сравнению с исходным уровнем (индивидуальной нормой)[2]. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью… …   Википедия

  • Расстройство интеллекта — Расстройство интеллекта …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Нарушения интеллекта» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.