Нарушения интеллекта


Нарушения интеллекта
   — Понятие умственная отсталость в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретённого).
   Понятие "умственная отсталость" включает в себя такие формы нарушений, как олигофрения и деменция. Умственная отсталость, в зависимости от выраженности нарушений, традиционно подразделяется на степени дебильности, имбецильности, идиотии.
   По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: лёгкую (IQ в пределах 40- 69), умеренную (IQ в пределах 35-39), тяжелую (IQ в пределах 20-34), глубокую (IQ ниже 20).
   Умственную отсталость следует отличать от задержки психического развития, при которой отставание в умственном развитии имеет иную природу. Выделяются три диагностических критерия умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга), психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость).
   Дети с Н.и. называются умственно отсталыми. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей разрабатывает олигофренопедагогика.
   Помощь умственно отсталым детям в Рос. Федерации осуществляется учреждениями Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития, а также общественными и благотворительными организациями.
   Учреждения Министерства здравоохранения РФ. Центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей с органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС) от 2 до 4 лет. Специализированные психоневрологические санатории для детей с органическими поражениями ЦНС от 4 до 8 лет. В эти санатории принимаются дети с диагнозом "олигофрения в степени дебильности осложнённой формы" (умственно отсталые дети с эписиндромом, шизофреноподобным синдромом, нарушениями поведения и другими осложнениями). Помощь таким детям оказывают также детские психоневрологические больницы регионального, областного, городского уровня.
   Учреждения Министерства труда и социального развития РФ. Дети от 4 до 18 лет с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, воспитывающиеся вне семьи, находятся в специальных интернатах для инвалидов детства, реабилитационных центрах. В этих учреждениях детям прививаются элементарные навыки самообслуживания, трудовой и учебной деятельности, адекватного общественного поведения.
   К учреждениям Министерства образования РФ относятся специальные (коррекционные) образовательные учреждения для умственно отсталых детей, которые оказывают систематическую психолого-медико-педагогическую помощь детям с Н.и., консультативно-методическую поддержку их родителям.
   Дети дошкольного возраста с Н.и. посещают дошкольные учреждения компенсирующего вида, дошкольные группы в составе детского сада комбинированного типа; группы кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях компенсирующего вида; детские сады (группы) общеразвивающего вида; дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов образовательных (коррекционных) VIII вида.
   Для детей дошкольного и младшего школьного возраста открыты комплексы детский сад - начальная школа компенсирующего вида (VIII).
   Дети, нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, могут посещать разновозрастные воспитательные группы для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и консультирования, психолого- медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.; образовательные учреждения дополнительного образования; пребывать в оздоровительных образовательных учреждениях са- наторного типа.
   Выпускники специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для умственно отсталых детей могут получить начальное профессиональное образование в специальных (коррекционных) группах при профессионально-технических училищах.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 160-161)
   Ч435

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.